Блог Руллы

Agile VC Waterfall: как выбрать метод управления проектом

Фото: https://www.policechiefmagazine.org/
На старте проекта нужно решить, как вы будете им управлять: строго следовать плану или менять вектор движения по ходу дела. В первом случае подойдет модель Waterfall, а во втором — гибкие методологии Agile. Выбор подхода зависит от того, какой продукт производит команда и насколько будут меняться требования в процессе работы.

Рассказываем, в чем плюсы и минусы каждого метода и как использовать их с максимальной пользой в ИТ-проекте, технологическом стартапе да и где угодно.

Waterfall: всё чётко, последовательно и задокументировано

Waterfall или каскадная модель — это строгая классика. Команда пишет план, устанавливает дедлайны и следует им во что бы то ни стало. Очередной этап работы можно начинать только после окончания предыдущего. Возвращаться, перепланировать, менять сроки — нельзя. Оглядеться и внести изменения можно только после запуска проекта.
Если выбираете «Водопад», приготовьтесь подробно документировать каждый этап работы. Discovery-исследование нужно провести до начала этапа разработки. По его итогам нужно написать техзадание, определить даты и бюджет проекта. А дальше — действовать по этим шагам:
  1. Проектируем продукт, выстраиваем его функциональность, UX, UI, выбираем инструменты.
  2. Создаем продукт чётко по ТЗ и плану, никаких отклонений.
  3. Тестируем продукт, проверяем соответствие ТЗ,устраняем ошибки.
  4. Выпускаем продукт, собираем фидбэк, опять устраняем ошибки, допиливаем до блеска.
Чтобы управлять проектом по методологии Waterfall используют диаграмму Ганта. Она показывает выполнение запланированной работы по времени. В диаграмме есть датировка начала и окончания задач, а сроки отображаются закрашенными полосами. Диаграмму можно вести в любой табличке — например, в Google.
Диаграмма Ганта в Google-таблице
Проблемы с «Гантом» начинаются в том случае если в процессе сдвигаются сроки. Приходится перерисовывать весь график потому что задачи зависят друг от друга. На практике на это часто закрывают глаза — в итоге диаграмма больше не работает и остаётся «для галочки».
Преимущества и недостатки Waterfall
Кому подойдёт. Ватерфол идеально подойдет если вы создаёте что-то материальное — например, строите дом. В этом подходе мало толерантности к изменениям, но и вводные в случае физического производства не сильно меняются. Вряд ли к концу строительства изменятся законы физики или покупатели решат покупать вигвамы вместо квартир.

Кому не подойдёт. Если вы создаете интеллектуальную ценность — например, ПО или технологию — каскадный подход в чистом виде может затормозить работу. Вам нужно ориентироваться на потребности целевой аудитории, и быть готовыми всё поменять в любой момент. Иначе велик риск выпустить на рынок устаревший продукт, который никому не нужен.
Если заказчик принёс готовую концепцию, не хочет в ней ничего менять и не намерен обсуждать промежуточный результат, а вам нужно чётко всё спланировать и строго придерживаться ТЗ, стоит выбрать для управления проектом модель Waterfall.

Agile: гибкость, взаимодействие и чуткость к переменам

В ХХ веке был только Waterfall и никаких альтернатив. В 2001 году программисты в США запротестовали: неповоротливая каскадная модель осложняла их работу. Они опубликовали в сети Манифест гибкой разработки ПО — Principles behind the Agile Manifesto. Так появился Agile — гибкие методологии управления проектами.
Сторонники Agile говорят, что их методология основана исключительно на здравом смысле. В этом подходе команда работает спринтами — короткими отрезками времени, — может в любой момент вносить изменения, корректировать планы, менять сроки и цели проекта, исходя из фидбэка заказчика и клиента или других новых вводных.
В основе Agile — четыре принципа:
  • Сотрудничество с людьми важнее процессов.
  • Рабочий продукт важнее, чем подробная документация.
  • Взаимодействие с клиентом важнее ТЗ.
  • Адаптивность к переменам важнее следования плану.
Философия Agile говорит, что лучше уделить время улучшению продукта, чем «вылизывать» документацию. Продукт лучше выпускать частями, чтобы вовремя оценивать его жизнеспособность, получать обратную связь, замечать и исправлять ошибки, добавлять новые требования в новые спринты. Руководитель не приходит в начале и в конце проекта, а постоянно работает с командой.
Преимущества и недостатки Agile
Кому подойдёт. Agile поможет, когда требуется тестировать гипотезы, анализировать результаты, оценивать риски и «держать нос по ветру». Например, если вы разрабатываете мобильное приложение, нужно держать в фокусе много фактором: от обновлений ОС до трендов рынка и изменений в пользовательских сценариях.
Кому не подойдёт. В большинстве случаев не стоит использовать гибкие методы управления в предсказуемых процессах. Например, если вы создаете автомобили, нет нужды обсуждать цель и направление проекта после каждого спринта. Разве что если вы передумаете и решите собирать вертолёты.
Если вы разрабатываете ПО или создаете интеллектуальный проект в условиях неопределенности, вам нужно быстро получить работающий продукт с ограниченным функционалом, а заказчик готов вовлекаться в обсуждение деталей — стоит выбрать Agile.

В чем разница между Scrum и Kanban

Можно использовать только философию Agile — разбивать проект на задачи, собирать много фидбека, контролировать нагрузку на команду и показывать клиенту промежуточные результаты. А можно — внедрить и освоить инструменты мягкого подхода. Например, Скрам и Канбан.
Scrum — это метод поэтапной разработки и улучшения продукта. Его придумали Джефф Сазерленд и Кен Швабер, вдохновившись (по их уверениям) слаженной работой спецназа США. Инструмент позволяет экспериментировать, менять планы и итоговое видение продукта. Подробно он описан в скрам-гайде.
В Scrum команда двигается одинаковыми по времени спринтами. В команде обязательно должен быть скрам-мастер, который следит, чтобы работа строилась по всем канонам метода. Он анализирует отчёты сотрудников и помогает им справиться с проблемами.
Как действует Scrum-команда:
  1. Заказчик выдвигает требования к продукту.
  2. Команда формирует бэклог с этапами разработки.
  3. Работа разбивается на спринты от одной до четырех недель.
  4. За спринт выполняется конкретный список задач, который приводит к цели спринта.
  5. Команда каждый день собирается на 15-минутные митинги и обсуждает рабочие вопросы.
  6. Во встречах с заказчиком участвует не только руководитель, но и вся команда.
В процессе Scrum-команда ведёт доску для визуализации задач. На ней всегда только бэклог и три колонки — «Запланировано», «В работе» и «Готово».
Scrum-доска в Рулле
Если использовать Scrum частично, могут появиться проблемы. Например, один из принципов инструмента — команда должна работать самостоятельно. Если на практике получается, что спринтами рулит кто-то извне, подход не сработает.

Kanban — это инструмент для улучшения продуктов и проектов. Он не такой требовательный, как Скрам и его можно начать использовать в любой момент. Для этого нужно завести доску и начать следовать шести базовым принципам.

  1. Все новые задачи — сразу нужно добавлять на доску.
  2. Ограничивать количество задач work-in-progress — ставить лимиты на столбцы доски.
  3. Отслеживать движение задач по доске и анализировать блокировки.
  4. Составить правила движения задач по доске и чётко их придерживаться.
  5. Вводить каденции — встречи, которые помогают команде лучше понимать рабочий процесс.
  6. Улучшать всё, что можно улучшить.
Если завести только доску, но не следовать принципам — это будет уже не Kanban. Например, если часть задач не заводить на доску, то аналитика будет отражать что угодно кроме реального положения дел в команде.
На Kanban-доске визуализируют каждый этап работы и делят столбцы на части по этапам. Команда контент-маркетинга Руллы сделала только первое:)
Внутри Kanban метода — более 150 различных инструментов и практик, которые помогают повышать эффективность и прозрачность процессов, делать поставку управляемой и предсказуемой, а работу команды — слаженной. Kanban универсален: его используют не только разработчики, но и команды поддержки и операционки.

Рулла — универсальная рабочая среда с таск-трекером, мессенджером, адресной книгой, встроенным AI-ассистентом и библиотекой ссылок проекта. В сервисе можно вести Scrum- и Kanban-доски для команд, разграничивать права доступа к информации, настраивать поля в тасках и переписываться в отдельных чатах в карточках задач.

Подключайтесь — и управляйте проектами ещё эффективнее! Оставляйте заявку — мы созвонимся с вами и поможем настроить Руллу под ваши процессы.