Фото: https://www.policechiefmagazine.org/
На старте проекта нужно решить, как вы будете им управлять: строго следовать плану или менять вектор движения по ходу дела. В первом случае подойдет модель Waterfall, а во втором — гибкие методологии Agile. Выбор подхода зависит от того, какой продукт производит команда и насколько будут меняться требования в процессе работы.
Рассказываем, в чем плюсы и минусы каждого метода и как использовать их с максимальной пользой в ИТ-проекте, технологическом стартапе да и где угодно.
Рассказываем, в чем плюсы и минусы каждого метода и как использовать их с максимальной пользой в ИТ-проекте, технологическом стартапе да и где угодно.
Waterfall: всё чётко, последовательно и задокументировано
Waterfall или каскадная модель — это строгая классика. Команда пишет план, устанавливает дедлайны и следует им во что бы то ни стало. Очередной этап работы можно начинать только после окончания предыдущего. Возвращаться, перепланировать, менять сроки — нельзя. Оглядеться и внести изменения можно только после запуска проекта.
Если выбираете «Водопад», приготовьтесь подробно документировать каждый этап работы. Discovery-исследование нужно провести до начала этапа разработки. По его итогам нужно написать техзадание, определить даты и бюджет проекта. А дальше — действовать по этим шагам:
- Проектируем продукт, выстраиваем его функциональность, UX, UI, выбираем инструменты.
- Создаем продукт чётко по ТЗ и плану, никаких отклонений.
- Тестируем продукт, проверяем соответствие ТЗ,устраняем ошибки.
- Выпускаем продукт, собираем фидбэк, опять устраняем ошибки, допиливаем до блеска.
Чтобы управлять проектом по методологии Waterfall используют диаграмму Ганта. Она показывает выполнение запланированной работы по времени. В диаграмме есть датировка начала и окончания задач, а сроки отображаются закрашенными полосами. Диаграмму можно вести в любой табличке — например, в Google.

Диаграмма Ганта в Google-таблице
Проблемы с «Гантом» начинаются в том случае если в процессе сдвигаются сроки. Приходится перерисовывать весь график потому что задачи зависят друг от друга. На практике на это часто закрывают глаза — в итоге диаграмма больше не работает и остаётся «для галочки».

Преимущества и недостатки Waterfall
Кому подойдёт. Ватерфол идеально подойдет если вы создаёте что-то материальное — например, строите дом. В этом подходе мало толерантности к изменениям, но и вводные в случае физического производства не сильно меняются. Вряд ли к концу строительства изменятся законы физики или покупатели решат покупать вигвамы вместо квартир.
Кому не подойдёт. Если вы создаете интеллектуальную ценность — например, ПО или технологию — каскадный подход в чистом виде может затормозить работу. Вам нужно ориентироваться на потребности целевой аудитории, и быть готовыми всё поменять в любой момент. Иначе велик риск выпустить на рынок устаревший продукт, который никому не нужен.
Кому не подойдёт. Если вы создаете интеллектуальную ценность — например, ПО или технологию — каскадный подход в чистом виде может затормозить работу. Вам нужно ориентироваться на потребности целевой аудитории, и быть готовыми всё поменять в любой момент. Иначе велик риск выпустить на рынок устаревший продукт, который никому не нужен.
Если заказчик принёс готовую концепцию, не хочет в ней ничего менять и не намерен обсуждать промежуточный результат, а вам нужно чётко всё спланировать и строго придерживаться ТЗ, стоит выбрать для управления проектом модель Waterfall.
Agile: гибкость, взаимодействие и чуткость к переменам
В ХХ веке был только Waterfall и никаких альтернатив. В 2001 году программисты в США запротестовали: неповоротливая каскадная модель осложняла их работу. Они опубликовали в сети Манифест гибкой разработки ПО — Principles behind the Agile Manifesto. Так появился Agile — гибкие методологии управления проектами.
Сторонники Agile говорят, что их методология основана исключительно на здравом смысле. В этом подходе команда работает спринтами — короткими отрезками времени, — может в любой момент вносить изменения, корректировать планы, менять сроки и цели проекта, исходя из фидбэка заказчика и клиента или других новых вводных.
В основе Agile — четыре принципа:
- Сотрудничество с людьми важнее процессов.
- Рабочий продукт важнее, чем подробная документация.
- Взаимодействие с клиентом важнее ТЗ.
- Адаптивность к переменам важнее следования плану.
Философия Agile говорит, что лучше уделить время улучшению продукта, чем «вылизывать» документацию. Продукт лучше выпускать частями, чтобы вовремя оценивать его жизнеспособность, получать обратную связь, замечать и исправлять ошибки, добавлять новые требования в новые спринты. Руководитель не приходит в начале и в конце проекта, а постоянно работает с командой.

Преимущества и недостатки Agile
Кому подойдёт. Agile поможет, когда требуется тестировать гипотезы, анализировать результаты, оценивать риски и «держать нос по ветру». Например, если вы разрабатываете мобильное приложение, нужно держать в фокусе много фактором: от обновлений ОС до трендов рынка и изменений в пользовательских сценариях.
Кому не подойдёт. В большинстве случаев не стоит использовать гибкие методы управления в предсказуемых процессах. Например, если вы создаете автомобили, нет нужды обсуждать цель и направление проекта после каждого спринта. Разве что если вы передумаете и решите собирать вертолёты.
Если вы разрабатываете ПО или создаете интеллектуальный проект в условиях неопределенности, вам нужно быстро получить работающий продукт с ограниченным функционалом, а заказчик готов вовлекаться в обсуждение деталей — стоит выбрать Agile.
В чем разница между Scrum и Kanban
Можно использовать только философию Agile — разбивать проект на задачи, собирать много фидбека, контролировать нагрузку на команду и показывать клиенту промежуточные результаты. А можно — внедрить и освоить инструменты мягкого подхода. Например, Скрам и Канбан.
Scrum — это метод поэтапной разработки и улучшения продукта. Его придумали Джефф Сазерленд и Кен Швабер, вдохновившись (по их уверениям) слаженной работой спецназа США. Инструмент позволяет экспериментировать, менять планы и итоговое видение продукта. Подробно он описан в скрам-гайде.
В Scrum команда двигается одинаковыми по времени спринтами. В команде обязательно должен быть скрам-мастер, который следит, чтобы работа строилась по всем канонам метода. Он анализирует отчёты сотрудников и помогает им справиться с проблемами.
Как действует Scrum-команда:
- Заказчик выдвигает требования к продукту.
- Команда формирует бэклог с этапами разработки.
- Работа разбивается на спринты от одной до четырех недель.
- За спринт выполняется конкретный список задач, который приводит к цели спринта.
- Команда каждый день собирается на 15-минутные митинги и обсуждает рабочие вопросы.
- Во встречах с заказчиком участвует не только руководитель, но и вся команда.
В процессе Scrum-команда ведёт доску для визуализации задач. На ней всегда только бэклог и три колонки — «Запланировано», «В работе» и «Готово».

Scrum-доска в Рулле
Если использовать Scrum частично, могут появиться проблемы. Например, один из принципов инструмента — команда должна работать самостоятельно. Если на практике получается, что спринтами рулит кто-то извне, подход не сработает.
Kanban — это инструмент для улучшения продуктов и проектов. Он не такой требовательный, как Скрам и его можно начать использовать в любой момент. Для этого нужно завести доску и начать следовать шести базовым принципам.
Kanban — это инструмент для улучшения продуктов и проектов. Он не такой требовательный, как Скрам и его можно начать использовать в любой момент. Для этого нужно завести доску и начать следовать шести базовым принципам.
- Все новые задачи — сразу нужно добавлять на доску.
- Ограничивать количество задач work-in-progress — ставить лимиты на столбцы доски.
- Отслеживать движение задач по доске и анализировать блокировки.
- Составить правила движения задач по доске и чётко их придерживаться.
- Вводить каденции — встречи, которые помогают команде лучше понимать рабочий процесс.
- Улучшать всё, что можно улучшить.
Если завести только доску, но не следовать принципам — это будет уже не Kanban. Например, если часть задач не заводить на доску, то аналитика будет отражать что угодно кроме реального положения дел в команде.

На Kanban-доске визуализируют каждый этап работы и делят столбцы на части по этапам. Команда контент-маркетинга Руллы сделала только первое:)
Внутри Kanban метода — более 150 различных инструментов и практик, которые помогают повышать эффективность и прозрачность процессов, делать поставку управляемой и предсказуемой, а работу команды — слаженной. Kanban универсален: его используют не только разработчики, но и команды поддержки и операционки.
Рулла — универсальная рабочая среда с таск-трекером, мессенджером, адресной книгой, встроенным AI-ассистентом и библиотекой ссылок проекта. В сервисе можно вести Scrum- и Kanban-доски для команд, разграничивать права доступа к информации, настраивать поля в тасках и переписываться в отдельных чатах в карточках задач.
Подключайтесь — и управляйте проектами ещё эффективнее! Оставляйте заявку — мы созвонимся с вами и поможем настроить Руллу под ваши процессы.
Рулла — универсальная рабочая среда с таск-трекером, мессенджером, адресной книгой, встроенным AI-ассистентом и библиотекой ссылок проекта. В сервисе можно вести Scrum- и Kanban-доски для команд, разграничивать права доступа к информации, настраивать поля в тасках и переписываться в отдельных чатах в карточках задач.
Подключайтесь — и управляйте проектами ещё эффективнее! Оставляйте заявку — мы созвонимся с вами и поможем настроить Руллу под ваши процессы.